|
Головкина Лилиана Владимировна Метод М. Монтессори в комплексной реабилитации детей – инвалидов. В настоящее время увеличивается количество детей с различными отклонениями в развитии. Следствие раннего органического поражения ЦНС отражается больше всего на моторно-двигательном развитии детей. Недостаточность касается общей, мелкой и артикуляционной моторики детей. Атак же социально-бытовой социально-нормативной и социально-трудовой адаптации учащихся с различными отклонениями в развитии. Центральным фактором успешной социальной адаптации детей является овладение навыками практической жизни, т. е. умением обслужить себя, а так же приобретением трудовых навыков. В 2008 году, в «Специальной (коррекционной) школе - интернате №104, VIII вида» была открыта комната М. Монтессори, где проходят занятия с детьми по ее методу. Обучающиеся имеют глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально – волевой сферы. Метод Монтессори позволяет ребенку в полной мере овладеть социальным познанием: себя, мира, общества, его структур, социальным научением, которое включает в себя приемы и навыки общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности. Мы изучили метод М. Монтессори, который направлен на оптимизацию социальной ситуации развития, формирование возростно - психологических новообразований. Обратили внимание, на основной принцип Монтессори - педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды. В Монтессори -материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Задачи Монтессори - учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Прививать детям элементарные навыки самообслуживания, гигиены, воспитывать правильное поведение, развивать социально-бытовую ориентацию. Создавать материальную, социальную и психологическую среду, облегчающую ребенку возможности раскрытия собственного потенциала. С целью изменить ситуацию по успешному адаптированию детей с ограниченными возможностями здоровья, мы решили оснастить дидактическими материалами комнату - Монтессори. Построить пространство взаимодействия специалистов школы - интерната, которое сочетало бы в себе создание оптимальных условий, способствующих успешной социальной адаптации детей. Сформировать умения и навыки по разделам метода Монтессори. Повысить компетентность педагогов и родителей по вопросам успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; Обращение к педагогической системе Монтессори неслучайно. Данная педагогическая система прошла испытание временем и вырастила не одно поколение детей на принципах гуманизма. В ряде развитых стран применяется практика обучения детей с ограничениями жизнедеятельности по системе Марии Монтессори. Так, в Германии начиная с 70-х годов хх столетия в Мюнхенском детском центре, созданном профессором Теодором Хелльбрюге, успешно существут Монтессори - детский сад и школа. В настоящее время там проводится Монтессори - терапия – лечебная педагогика, основанная на принципах Марии Монтессори. В России 26-29 марта 2006 г. прошла региональная конференция Ассоциации Монтессори – педагогов Урала и Сибири. Более ста Монтессори - педагогов из Якутска и Георгиевска, Перми и Тольятти, Томска и Москвы, Санкт-Петербурга, Хантымонсийского автономного округа и других регионов России собрались, чтобы обсудить проблемы, выявить критерии, проанализировать и передать опыт. Для введения в практику метод Марии Монтессори, мы решили создать условия для успешной социальной адаптации детей. Помочь ребенку раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Данный метод реализуется в условиях специально оборудованной комнаты. Это позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья формировать умения, навыки для успешной социальной адаптации в условиях длительного обучения в школе. Основное направление специальной (коррекционной) школы VIII вида - это социально-бытовая, социально - нормативная и социально -трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Социальная адаптация личности направлена на реализацию механизма взаимодействия ребенка со средой. Это возможно лишь через определенное приспособление к ней на основе усвоения навыков общения, поведения, деятельности. В результате самостоятельной работы в комнате - Монтессори дети становятся более независимыми, самостоятельными и адаптированными, что просто жизненно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышается мотивация к обучению, улучшается его качество и нормализуется психоэмоциональный климат в классе. Мы считаем, что своевременно созданные условия по успешной социальной адаптации дают возможность сгладить имеющиеся недостатки, а в ряде случаев даже устранить их у детей с ограниченными возможностями здоровья. Метод М. Монтессори в комплексной реабилитации детей – инвалидов. Почти 70 лет имя первой в Италии женщины-врача – детского врача и педагога – Марии Монтессори упоминалось в восточной Европе только в трудах историков педагогики. А в то же время на западе, в Азии и Америке создавали научные институты и академии для изучения педагогических и дидактических идей Марии Монтессори. Эти идеи не только изучали, но и воплощали в жизнь: в школах Монтессори уже тогда учились миллионы детей. Монтессори-школа, которая находится в Индии, занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая многочисленная: в ней учится 22000 детей! В 1896 году молодая выпускница медицинского факультета Мария Монтессори начала работать ассистенткой врача в клинике университета. Тогда и произошла ее первая встреча с умственно отсталыми детьми. Эти дети жили в пустой комнате, без игрушек и книжек, никто не играл и практически не говорил с ними. Пораженная до глубины души, девушка решила посвятить себя лечению и обучению этих детей. Она спрашивала себя: «Что было бы, если бы эти дети оказались в иной среде? Если бы у них были книжки и игрушки, если родители и учителя уделяли им внимание? Возможно они догнали бы в развитии своих здоровых сверстников?» Мария начинает изучать труды французских психиаторов Эдуарда Сегена и Гаспара Итара. В результате она приходит к выводу, что слабоумие – это в большей степени педагогическая, чем медицинская проблема. А значит, решать ее надо не в больницах, а в детских садах и школах. В 1900 году М. Монтессори возглавляет только что открывшуюся ортофреническую школу – первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии. Ее маленькие пациенты плохо говорят, поэтому Монтессори разрабатывает специальные упражнения для тренировки мелкой моторики пальцев – там есть нервные окончания, которые стимулируют центры в коре головного мозга, отвечающие за речь. Но дети не только плохо говорят, но и плохо понимают объяснения, и она придумывает специальные пособия и игры, благодаря которым ее ученики могут изучать окружающий мир с помощью собственного сенсорного опыта, т. е. с помощью органов чувств. Так стали появляться уникальные дидактические пособия Марии Монтессори. Что же такое метод Монтессори? Свою педагогическую систему сама М. Монтессори называла системой саморазвития ребенка в специально подготовленной культурной развивающей среде. В ее основании лежит антропологический взгляд на развитие ребенка. Монтессори выделяет особые сенситивные периоды его жизни, которые не повторяются во взрослом возрасте и ориентируют педагога на специальную работу с детьми в эти периоды. Учитель подготавливает развивающую ребенка среду таким образом, чтобы он мог впитывать ее сознательно и несознательно, свободно проявлять себя в разнообразной деятельности. Эти спонтанные проявления становятся главным материалом для изучения ребенка учителем. Создав культурную развивающую среду и перейдя на роль лишь помощника и наблюдателя, педагог отдает всю активность ребенку, и это становится наивысшим условием их свободной работы. Заповеди М. Монтессори
Особенности педагогики М. Монтессори Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори. Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: "Помоги мне сделать это самому". В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды - Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Еще одна ключевая особенность монтессори-педагогики: дети занимаются в разновозрастных группах. В одном монтессори-классе рядом работают 2-летний и 4-летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу. Монтессори-класс включает в себя множество зон:
Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. Многие Монтессори-школы дополняют Монтессори-материалы такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, иностранного языка и др.Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться Монтессори-учителя. В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо. В 2008 году, в нашей «Специальной (коррекционной) школе - интернат №104, VIII вида» была открыта комната М. Монтессори, где проходят занятия с детьми, с клиническим диагнозом «олигофрения» легкой степени, при котором снижен интеллект и эмоционально – волевая сфера. Так же с детьми, у которых олигофрения глубокой степени. Такие дети имеют глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально – волевой сферы. Так же в комнате М. Монтессори занимаются дети со сложным дефектом – сочетанием двух и более нарушений. Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) школа - интернат №104» расположена в Ленинском районе г. Кемерово, количество обучающихся – 180 Социальный паспорт семей: неполные семьи – 85( 47,2 %), семьи опекунов – 9 ( 5%),многодетные семьи – 28 ( 15,5%), неблагополучные семьи – 27 (15%), безработные семьи – 11( 6%). В образовательном учреждении с каждым годом увеличивается количество детей - инвалидов: 2008 г.-50% , 2009г. – 57.2% от общего числа обучающихся. Учитывая возможности жизни семей воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью,разрушились сложившиеся нравственно – этические нормы семейного уклада, усилилось депрессивное состояние как следствие их социальной незащищенности. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в успешной социальной адаптации детей. Обеспечение чувства защищенности у детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающей социальной действительности, возникает лишь при приобретении навыков социальной адаптации. На основании проведенного обследования детей школы-интерната №104 (180 человека) социальным педагогом и педагогом – психологом в 2008-2009 учебном году, были выделены группы обучающихся по успешности социальной адаптации:
Результаты проведенного обследования показали, что 78 детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее дезадаптированы в навыках по подготовке к самостоятельной жизни, а также наблюдается риск дезадаптации.
Таким образом, чтобы изменить ситуацию по успешности адаптирования детей с ограниченными возможностями здоровья, мы должны:
Эффективность создания условий успешной социальной адаптации связана с разработкой пространства взаимодействия специалистов по направлениям метода Монтессори, содержание которого включает:
Цели коррекционной работы по методу М. Монтессори в «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат №104, VIII вида» :
Задачи:
Основное направление специальной (коррекционной) школы VIII вида - это социально-бытовая, социально - нормативная и социально -трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Социальная адаптация личности направлена на реализацию механизма взаимодействия ребенка со средой. Это возможно лишь через определенное приспособление к ней на основе усвоения навыков общения, поведения, деятельности. Созданием условий успешной социальной адаптации является использование системы педагога Марии Монтессори. Данный метод реализуется в условиях специально оборудованной комнаты. Это позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья формировать умения, навыки для успешной социальной адаптации в условиях длительного обучения в школе. Обращение к педагогической системе Монтессори неслучайно. Данная педагогическая система прошла испытание временем и вырастила не одно поколение детей на принципах гуманизма. Педагогика Марии Монтессори вселяет в детей веру в свои силы и в свою ответственность за окружающий мир, учит быть свободным, т.е. самостоятельно мыслить, и уважать свободу другого, дает возможность социально адаптировать детей с ограниченными возможностями здоровья. Учит с ответственностью относиться ко всему существующему, осознавая его ценность и значимость глубоких взаимосвязей между всеми проявлениями окружающего мира. Педагогика Марии Монтессори прививает ребенку привычку мыслить. Вера в ребенка – это основа педагогики М. Монтессори. Метод Монтессори позволяет ребенку в полной мере овладеть социальным познанием: себя, мира, общества, его структур, социальным научением, которое включает в себя приемы и навыки общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности. Также разделы данного метода позволяют ребенку преобразовывать себя к условиям социальной действительности. Все это происходит под влиянием четкого и целенаправленного воспитания педагога – дефектолога, а также под контролем всех специалистов школы – интерната, использующих в работе гуманистический подход системы Монтессори в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Самостоятельная работа в комнате-Монтессори позволяет детям стать более независимыми, самостоятельными и адаптированными, что просто жизненно важно для детей с ограниченными возможностями здоовья. |
Меню сайта
Средняя заработная плата
Полезные ссылки
Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области – Кузбассе Телефон: 8 (3842) 34-90-01 Сайт: http://deti.kemobl.ru E-mail: deti-42@rambler.ru Единый бесплатный номер для консультации с психологом 8-800-2507212 |