скачать

Головкина Лилиана Владимировна
г. Кемерово
школа-интернат№104
учитель-дефектолог

Метод М. Монтессори в комплексной реабилитации детей – инвалидов.

В настоящее время увеличивается количество детей с различными отклонениями в развитии. Следствие раннего органического поражения ЦНС отражается больше всего на моторно-двигательном развитии детей. Недостаточность касается общей, мелкой и артикуляционной моторики детей. Атак же социально-бытовой социально-нормативной и социально-трудовой адаптации учащихся с различными отклонениями в развитии. Центральным фактором успешной социальной адаптации детей является овладение навыками практической жизни, т. е. умением обслужить себя, а так же приобретением трудовых навыков. В 2008 году, в «Специальной (коррекционной) школе - интернате №104, VIII вида» была открыта комната М. Монтессори, где проходят занятия с детьми по ее методу. Обучающиеся имеют глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально – волевой сферы. Метод Монтессори позволяет ребенку в полной мере овладеть социальным познанием: себя, мира, общества, его структур, социальным научением, которое включает в себя приемы и навыки общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности.

Мы изучили метод М. Монтессори, который направлен на оптимизацию социальной ситуации развития, формирование возростно - психологических новообразований. Обратили внимание, на основной принцип Монтессори - педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды. В Монтессори -материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Задачи Монтессори - учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Прививать детям элементарные навыки самообслуживания, гигиены, воспитывать правильное поведение, развивать социально-бытовую ориентацию. Создавать материальную, социальную и психологическую среду, облегчающую ребенку возможности раскрытия собственного потенциала.

С целью изменить ситуацию по успешному адаптированию детей с ограниченными возможностями здоровья, мы решили оснастить дидактическими материалами комнату - Монтессори. Построить пространство взаимодействия специалистов школы - интерната, которое сочетало бы в себе создание оптимальных условий, способствующих успешной социальной адаптации детей. Сформировать умения и навыки по разделам метода Монтессори. Повысить компетентность педагогов и родителей по вопросам успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

Обращение к педагогической системе Монтессори неслучайно. Данная педагогическая система прошла испытание временем и вырастила не одно поколение детей на принципах гуманизма. В ряде развитых стран применяется практика обучения детей с ограничениями жизнедеятельности по системе Марии Монтессори. Так, в Германии начиная с 70-х годов хх столетия в Мюнхенском детском центре, созданном профессором Теодором Хелльбрюге, успешно существут Монтессори - детский сад и школа. В настоящее время там проводится Монтессори - терапия – лечебная педагогика, основанная на принципах Марии Монтессори. В России 26-29 марта 2006 г. прошла региональная конференция Ассоциации Монтессори – педагогов Урала и Сибири. Более ста Монтессори - педагогов из Якутска и Георгиевска, Перми и Тольятти, Томска и Москвы, Санкт-Петербурга, Хантымонсийского автономного округа и других регионов России собрались, чтобы обсудить проблемы, выявить критерии, проанализировать и передать опыт.

Для введения в практику метод Марии Монтессори, мы решили создать условия для успешной социальной адаптации детей. Помочь ребенку раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Данный метод реализуется в условиях специально оборудованной комнаты. Это позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья формировать умения, навыки для успешной социальной адаптации в условиях длительного обучения в школе. Основное направление специальной (коррекционной) школы VIII вида - это социально-бытовая, социально - нормативная и социально -трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Социальная адаптация личности направлена на реализацию механизма взаимодействия ребенка со средой. Это возможно лишь через определенное приспособление к ней на основе усвоения навыков общения, поведения, деятельности.

В результате самостоятельной работы в комнате - Монтессори дети становятся более независимыми, самостоятельными и адаптированными, что просто жизненно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышается мотивация к обучению, улучшается его качество и нормализуется психоэмоциональный климат в классе. Мы считаем, что своевременно созданные условия по успешной социальной адаптации дают возможность сгладить имеющиеся недостатки, а в ряде случаев даже устранить их у детей с ограниченными возможностями здоровья.


Метод М. Монтессори в комплексной реабилитации детей – инвалидов.

Почти 70 лет имя первой в Италии женщины-врача – детского врача и педагога – Марии Монтессори упоминалось в восточной Европе только в трудах историков педагогики. А в то же время на западе, в Азии и Америке создавали научные институты и академии для изучения педагогических и дидактических идей Марии Монтессори. Эти идеи не только изучали, но и воплощали в жизнь: в школах Монтессори уже тогда учились миллионы детей. Монтессори-школа, которая находится в Индии, занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая многочисленная: в ней учится 22000 детей!

В 1896 году молодая выпускница медицинского факультета Мария Монтессори начала работать ассистенткой врача в клинике университета. Тогда и произошла ее первая встреча с умственно отсталыми детьми. Эти дети жили в пустой комнате, без игрушек и книжек, никто не играл и практически не говорил с ними. Пораженная до глубины души, девушка решила посвятить себя лечению и обучению этих детей. Она спрашивала себя: «Что было бы, если бы эти дети оказались в иной среде? Если бы у них были книжки и игрушки, если родители и учителя уделяли им внимание? Возможно они догнали бы в развитии своих здоровых сверстников?»

Мария начинает изучать труды французских психиаторов Эдуарда Сегена и Гаспара Итара. В результате она приходит к выводу, что слабоумие – это в большей степени педагогическая, чем медицинская проблема. А значит, решать ее надо не в больницах, а в детских садах и школах.

В 1900 году М. Монтессори возглавляет только что открывшуюся ортофреническую школу – первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии. Ее маленькие пациенты плохо говорят, поэтому Монтессори разрабатывает специальные упражнения для тренировки мелкой моторики пальцев – там есть нервные окончания, которые стимулируют центры в коре головного мозга, отвечающие за речь. Но дети не только плохо говорят, но и плохо понимают объяснения, и она придумывает специальные пособия и игры, благодаря которым ее ученики могут изучать окружающий мир с помощью собственного сенсорного опыта, т. е. с помощью органов чувств. Так стали появляться уникальные дидактические пособия Марии Монтессори.

Что же такое метод Монтессори? Свою педагогическую систему сама М. Монтессори называла системой саморазвития ребенка в специально подготовленной культурной развивающей среде. В ее основании лежит антропологический взгляд на развитие ребенка. Монтессори выделяет особые сенситивные периоды его жизни, которые не повторяются во взрослом возрасте и ориентируют педагога на специальную работу с детьми в эти периоды. Учитель подготавливает развивающую ребенка среду таким образом, чтобы он мог впитывать ее сознательно и несознательно, свободно проявлять себя в разнообразной деятельности. Эти спонтанные проявления становятся главным материалом для изучения ребенка учителем. Создав культурную развивающую среду и перейдя на роль лишь помощника и наблюдателя, педагог отдает всю активность ребенку, и это становится наивысшим условием их свободной работы.

Заповеди М. Монтессори

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию
  7. .
  8. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  9. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  10. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  11. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Особенности педагогики М. Монтессори

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори.

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: "Помоги мне сделать это самому". В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды - Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Еще одна ключевая особенность монтессори-педагогики: дети занимаются в разновозрастных группах. В одном монтессори-классе рядом работают 2-летний и 4-летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу.

Монтессори-класс включает в себя множество зон:

  • зона реальной жизни: ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;
  • зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Детишки также учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением;
  • зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка
  • двигательные упражнения - в основном на линии. В большинстве Монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга(овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. Многие Монтессори-школы дополняют Монтессори-материалы такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, иностранного языка и др.Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться Монтессори-учителя. В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.

В 2008 году, в нашей «Специальной (коррекционной) школе - интернат №104, VIII вида» была открыта комната М. Монтессори, где проходят занятия с детьми, с клиническим диагнозом «олигофрения» легкой степени, при котором снижен интеллект и эмоционально – волевая сфера. Так же с детьми, у которых олигофрения глубокой степени. Такие дети имеют глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально – волевой сферы. Так же в комнате М. Монтессори занимаются дети со сложным дефектом – сочетанием двух и более нарушений.

Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) школа - интернат №104» расположена в Ленинском районе г. Кемерово, количество обучающихся – 180

Социальный паспорт семей: неполные семьи – 85( 47,2 %), семьи опекунов – 9 ( 5%),многодетные семьи – 28 ( 15,5%), неблагополучные семьи – 27 (15%), безработные семьи – 11( 6%). В образовательном учреждении с каждым годом увеличивается количество детей - инвалидов: 2008 г.-50% , 2009г. – 57.2% от общего числа обучающихся.

Учитывая возможности жизни семей воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью,разрушились сложившиеся нравственно – этические нормы семейного уклада, усилилось депрессивное состояние как следствие их социальной незащищенности. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в успешной социальной адаптации детей.

Обеспечение чувства защищенности у детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающей социальной действительности, возникает лишь при приобретении навыков социальной адаптации.

На основании проведенного обследования детей школы-интерната №104 (180 человека) социальным педагогом и педагогом – психологом в 2008-2009 учебном году, были выделены группы обучающихся по успешности социальной адаптации:

  • адаптированы полностью – 12 человек ( 6,6 %)
  • имеющие риск дезадаптации – 90 человека (50%)
  • адаптированы частично – 71 человек (39%)
  • дезадаптированы – 7 человек (3,8%)

Результаты проведенного обследования показали, что 78 детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее дезадаптированы в навыках по подготовке к самостоятельной жизни, а также наблюдается риск дезадаптации.
Анализируя полученные данные мы выделили проблемы, которые необходимо решить для успешной адаптации:

  • совершенствование материального оснащения комнаты Монтессори;
  • обучение педагогов школы и родителей по созданию условий для успешной социальной адаптации.

Таким образом, чтобы изменить ситуацию по успешности адаптирования детей с ограниченными возможностями здоровья, мы должны:

  • построить пространство взаимодействия специалистов школы-интерната, которое сочетало бы в себе создание оптимальных условий, способствующих успешной социальной адаптации детей;
  • сформировать умения и навыки по разделам метода Монтессори, способствующих успешной социальной адаптации детей.

Эффективность создания условий успешной социальной адаптации связана с разработкой пространства взаимодействия специалистов по направлениям метода Монтессори, содержание которого включает:

  • формирование умений и навыков по изучаемым разделам метода Монтессори;
  • повышение компетентности педагогов по вопросам успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • просвещение родителей в области создания условий успешной социальной адаптации детей.

Цели коррекционной работы по методу М. Монтессори в «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат №104, VIII вида» :
Определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка, как активного деятельного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми. На этом основании выделяют три основных направления в области постановки коррекционных целей:

  1. Оптимизация социальной ситуации развития.
  2. Развитие видов деятельности ребенка.
  3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

Задачи:

  1. Прививать детям элементарные навыки самообслуживания, гигиены, воспитывать правильное поведение, развивать социально-бытовую ориентацию.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Создавать материальную, социальную и психологическую среду, облегчающую ребенку возможности раскрытия собственного потенциала.

Основное направление специальной (коррекционной) школы VIII вида - это социально-бытовая, социально - нормативная и социально -трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество.

Социальная адаптация личности направлена на реализацию механизма взаимодействия ребенка со средой. Это возможно лишь через определенное приспособление к ней на основе усвоения навыков общения, поведения, деятельности.

Созданием условий успешной социальной адаптации является использование системы педагога Марии Монтессори. Данный метод реализуется в условиях специально оборудованной комнаты. Это позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья формировать умения, навыки для успешной социальной адаптации в условиях длительного обучения в школе.

Обращение к педагогической системе Монтессори неслучайно. Данная педагогическая система прошла испытание временем и вырастила не одно поколение детей на принципах гуманизма. Педагогика Марии Монтессори вселяет в детей веру в свои силы и в свою ответственность за окружающий мир, учит быть свободным, т.е. самостоятельно мыслить, и уважать свободу другого, дает возможность социально адаптировать детей с ограниченными возможностями здоровья. Учит с ответственностью относиться ко всему существующему, осознавая его ценность и значимость глубоких взаимосвязей между всеми проявлениями окружающего мира. Педагогика Марии Монтессори прививает ребенку привычку мыслить. Вера в ребенка – это основа педагогики М. Монтессори.

Метод Монтессори позволяет ребенку в полной мере овладеть социальным познанием: себя, мира, общества, его структур, социальным научением, которое включает в себя приемы и навыки общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности. Также разделы данного метода позволяют ребенку преобразовывать себя к условиям социальной действительности. Все это происходит под влиянием четкого и целенаправленного воспитания педагога – дефектолога, а также под контролем всех специалистов школы – интерната, использующих в работе гуманистический подход системы Монтессори в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Самостоятельная работа в комнате-Монтессори позволяет детям стать более независимыми, самостоятельными и адаптированными, что просто жизненно важно для детей с ограниченными возможностями здоовья.

Меню сайта

Средняя заработная плата

Полезные ссылки

Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области – Кузбассе

Телефон: 8 (3842) 34-90-01

Сайт: http://deti.kemobl.ru E-mail: deti-42@rambler.ru

Единый бесплатный номер для консультации с психологом

8-800-2507212

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!



Разработчик сайта:Лылов И.С.
© Копирование информации с сайта строго запрещено

Все данные размещены на нашем сайте с письменного согласия работников ОУ,
а также родителей (законных представителей) обучающихся.